Харари предлагает крайне противоречивую концепцию реальности

Харари предлагает крайне противоречивую концепцию реальности. Чтобы узнать себя, нужно избавиться от иллюзий, правильно увидеть мир. Если мы будем знать правду о себе и мире, ничто не может сделать нас несчастными. Но точно также, как он не в состоянии дать ответ, кто же мы сами, он не может толком сказать, что такое реальность. Набор материальных частиц? Физика? Биология? Но ведь картина реальности — это нечто большее. Например, история — это не набор фактов и событий. Факты и события должны включаться в определенную теорию или целостную картину. У Харари напрочь отсутсвует даже намек на такую теорию. В конце «21 урока» он пишет, что важнейший критерий реальности — это страдание.

Но несколькими главами ранее он говорил о субъективности смыслов и красоты, о необходимости преодоления субъективных иллюзий. Но ведь страдание субъективно. Говоря о своем опыте медитации в конце «21 урока» он выстраивает такую логическую цепочку: в процессе медитации он наблюдает за своими ощущениями — чтобы самонаблюдение было подлинным он отбрасывает всякие теории и мифы — это помогает ему наблюдать за реальностью «самой по себе» (!) — он открывает, что глубочайший источник его страданий находится в структуре его разума — страдание понимается им как ментальная реакция, создаваемая его мозгом — понимание этого приостанавливает порождение дальнейших страданий. Прекрасно. Так что же такое «реальность сама по себе», «структура разума» и тому подобные метафизические понятия? Об этом — ни слова. Но дальше — еще круче. Он говорит, что мозг — материальная сеть нейронов, а разум — поток субъективных переживаний. Медитация в его понимании — это метод для непосредственного наблюдения за деятельностью собственного разума (то есть — наблюдение за субъектными переживаниями).

Здесь он говорит почти как феноменолог. Харари цитирует своего наставника по медитации: надо отбросить религиозные догмы и философских гипотезы и сосредоточиться на непосредственно воспринимаемой реальности. Это — методический и «объективный» (!) способ исследования паттернов разума. Так мы понимаем реальность своего разума. Иными словами: субъективное наблюдение за своими субъективными состояниями является объектным и методическим исследованием реальности (объективности) разума. И это открывает дорогу к пониманию реальности «как таковой». Прекрасная теория реальности! Если бы Харари внимательно прочитал несколько философских книг на подобные темы, возможно он бы не проповедовал столь путанную философии реальности (онтологию) и столь путанную теорию сознания (эпистемологию).

Любишь горяченькие видео? Их тонны на сайте https://www.pornpls.com/tags/creampie-compilation, можно пересматривать часами дни на пролет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *