Мышление как ремесло

В этом году было у меня 70 третьекурсников-филологов. На семинарах была одна проблема — лишь 3-4 студента могли выступить как следует, остальные только лишь пересказывали содержание первоисточников, не пытаясь их серьёзно осмыслить. Слушал я это, слушал. Потом спрашиваю: а вы знаете, как осуществлять анализ, применять герменевтические процедуры, проводить компаративистику? В ответ была тишина. Потратил я половину занятия на объяснение этих элементарных вещей. С примерами, в прикладном аспекте. На следующем семинаре уже процентов 50% выступали как следует – то есть анализировали, выявляли подтексты, сравнивали, а не только давали дескрипцию. Им просто надо было объяснить и показать, как это делать.

Есть некоторый род знаний и навыков, который я называю «ремесло» — умение работать с источниками, умение выступать перед аудиторией, умение структурировано писать и т. д. Вроде как базис этого должен был быть заложен ещё в школе, но, судя по всему, не каждая школа с этим справляется. С другой стороны, есть пропедевтические курсы для первокурсников, но они скорее об их специальности, а не для того, чтобы прививать общеакадемические навыки. А кто должен давать общеакадемические навыки? Вроде как никто и не должен. Сами они, студенты, должны смотреть как старшекурсники или преподаватели это делают и перенимать лучшие образцы. К выпуску, на самом деле, многие научаются. Вот, правда, навыки эти им нужны уже на первом курсе, а не только ближе к выпуску. Как решить эту проблему? А может и не проблема это вовсе. «Раньше же как-то обходились, вот и дальше пускай так же будет» – скажет кто-нибудь. Но мне кажется, что это проблема, которая сокращает эффективность обучения. Студентам нужно хорошо владеть практическими общеакадемическими навыками уже в начале обучения. Как это сделать? Не думаю, что тут нужны какие-то дополнительные семестровые дисциплины. И лекции тут не нужны – тут не теория необходима, а практика. Это должно быть несколько практических занятий, где будут прививаться практические навыки. Кстати, вполне бы с этим справились и наиболее успешные студенты магистратуры или же аспиранты. Кому как не им обучать новичков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *