Рецензия на «Тихое место»

В прокате идет «Тихое место», вторичный триллер, по сюжету которого люди столкнулись с нашествием неизвестных монстров, убивающих все, что издает звуки. Это очередное цитирование «Дня триффидов» Джона Уиндема, вышедшего еще в 1951 году, и интересны тут только странные параллели с нашей реальностью.

Сценарий конца света в «Тихом месте» идет в соответствии с газетными заголовками «Stay Silent — Stay Alive», и жизнь семьи выживших целиком посвящена сохранению тишины. Общаться лучше жестами, резкие звуки означают привлечение внимания и мгновенную смерть (в этом есть некоторая экологическая проблема — не очень ясно, как поддерживается такая крупная популяция монстров, готовых в несколько секунд оказаться рядом с шумной жертвой, но это не важно — в конечном счете, если посмотреть на нас самих, мы также кормим внушительное число монстров). Общество выживших в итоге распадается на отдельные семейные группы, живущие исключительно частной жизнью. Ничего политического больше не существует, единственной задачей остается выживание.

«Сиди тихо и выживешь» как лозунг плохого триллера перекликается с повесткой последнего российского митинга. Если шумишь, ставишь лайки и делаешь репосты, то в твою жизнь могут ворваться слепые монстры и уничтожить тебя. Особенно опасно шуметь в определенных местах, например, на площадках Mail.ru Group. Большинство уголовных дел в интернете открывается именно по мотивам действий в сетях, принадлежащих этой компании, а недавно в Красноярске женщину начали преследовать за «экстремистское фото» в приватном альбоме Вконтакте. Тут принципиально новый уровень даже по сравнению с советскими доносами, когда все же, запершись в ванной, можно было, наверное. шепотом проклинать товарища Сталина.

Ну и в более широком смысле «молчи, дольше протянешь» — это правильный во всех отношениях лозунг, опытные товарищи, рассчитывающие усидеть в креслах в эпоху развитого авторитаризма или даже что-нибудь возглавить, давно и технично прикусили языки. «Тихое место» вдруг оказывается неплохим фильмом про нашу жизнь.

Реплика несколько в сторону: один из вроде бы хедлайнеров или просто «заметных симпатизантов» сегодняшнего митинга за Телеграм высказался в том духе, что у них тут было отраслевое мероприятие за свободу в интернете, а пришли навальнисты и все испортили своими криками про царя. Тут, я думаю, симпатизанту свободы-в-узком-смысле нужно больше читать книг по истории и точно выбирать эстетическую форму. Отраслевой митинг с частной просьбой не банить интернет было бы уместно провести с хоругвями и коленопреклоненными.

В общемировом контексте, я думаю, эта история про растущую, стоящую у порога новую цензуру тоже присутствует. Хотя «передовой международный опыт» пока очень далек от посадок за репост, что бы там не говорила пропаганда.

У «Тихого места» можно увидеть и другие политические интерпретации, хотя поначалу это сделать тяжело, потому что мотивация монстров совершенно не проясняется. Может быть, они действовали ради отчетности?

Единственной социальной структурой, описанной в фильме, явлется нуклеарная семья — родители и четверо детей, папа, мама, я. Главный страх родителей заключается в вопросе о том, хорошие ли они родители, могут ли они защитить своих детей. Ну и ясно, что в широком смысле слова перед нами главный современный невроз — вопрос о «нормальной семье», и о том, как эту нормальную семью совместить с индивидуальными свободами для мужчин и женщин, или о том, как воспитывать детей, если ты сам не веришь в дисциплину и не хочешь слишком быстро становиться стереотипным взрослым.

Фильм — это с одной стороны история идиллических родителей, в жизни которых нет ни скандалов, ни абьюзивного поведения, ни эгоизма, ни «бывших», а есть только романтическая влюбленность «пока смерть не разлучит нас», правильное разделение «мужских и женских обязанностей» и ответственность за детей, — это утопия, которой болен современный человек. С другой стороны есть внешний мир, откуда на идиллическую семью нападают монстры — на их роль может претендовать кто угодно, от феминисток и государственных чиновников, до карьерной гонки и педофилов. «Тихое место», если отвлечься от Жарова и Дурова, это история про распад нуклеарной семьи, в которой обычно встречаются монстры и пострашнее, чем нам показали.

Эти два процесса — создания новых цифровых авторитарных государств и слом патриархальной культуры — происходят одновременно, людям нравится смотреть массовые фильмы, «чтобы отвлечься», и скучно точно не будет.

Тем временем Интернеты поглощает новая пошесть — перфекционизм лицемерия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *